Визуал, аудиал...

Визуал, кинестетик, аудиал – кто это?
    «Визуал», «аудиал», «кинестетик», «дискрет» - эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста:
  ВИЗУАЛ – воспринимает большую часть информации с помощью зрения;
  АУДИАЛ – получает основную информацию через  слух;
  КИНЕСТЕТИК – усваивает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений;
  ДИСКРЕТ – воспринимает информацию через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а дети, в том числе школьники, обычно дискретами не бывают.
Такие особенности психики (восприятие и переработка информации) проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребёнка с окружающими его людьми, в успешности обучения, получения новых навыков и умений.
Как распознать у школьника ведущий канал восприятия и переработки информации?
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ  Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите и т.д.). Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный и т.д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, тёплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий и т.д.)
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА  У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, а у аудиалов – по средней линии,  у кинестетиков -  вниз.
ОСОБЕННОСТИ  ВНИМАНИЯ Кинестетику вообще трудно концентрировать своё внимание, его легко отвлечь чем угодно. Аудиал легко отвлекается на звуки. Визуалу шум практически не мешает.
ОСОБЕННОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышлении е хорошо развито). Аудиал – то, что обсуждал, запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь, ощупывая, нюхая.

 

ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧИЙ В ПОВЕДЕНИИ
ВИЗУАЛА, АУДИАЛА И КИНЕСТЕТИКА
Если домашнее задание записано на доске:
 Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом;
 Аудиал переспросит соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано;
 Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них – заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.
          Поведение на перемене:
 Визуал чаще всего остаётся в классе, если там не очень шумно, либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми;
 Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь;
 Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Рекомендации для родителей и педагогов
Конечно же, при воспитании и обучении ребёнка необходимо учитывать его особенности восприятия и переработки информации. Важно общаться с ребёнком «на его языке».
Если необходимо сделать замечание:
  Визуалу – лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  Аудиалу сказать шёпотом «ш-ш-ш», «тише»;
  Кинестетику положить руку на плечо.
           При выполнении ребёнком домашнего задания рекомендуется:
  Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать и т.д.;
  Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издаёт звуки, шевелит губами;
  Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать, попрыгать).

Учитесь понимать друг друга, и у Вас  будет намного меньше проблем!

       Для того чтобы общение с ребёнком стало ещё эффективнее, с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение предметов; можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия. Аудиалу помогут вариации голоса (громкость, паузы, интонации). Кинестетику позволяйте «обыгрывать» информацию – используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь.
       Любой человек, ребёнок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть никто из нас не может быть только визуалом, только кинестетиком и т.д. особенности восприятия зависят от возраста: для маленьких детей свойственно стремление всё потрогать, попробовать на вкус, школьники всё чаще задействуют слух и зрение.