Беседы с психологом
Если ребенок гиперактивный
- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
- Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи.
- Избегайте повторения слов «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ».
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени.
- Поддерживайте чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна, должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте, по возможности, скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.
- Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Если ребенок гипердинамичен...
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Четко придерживайтесь режима дня.
- Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
- Организуйте целенаправленную активность через игру, имеющую смысл.
- Приобщайте к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
- Приобщайте к командным играм, где он может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее.
- Поощряйте за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
- Хвалите в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это придаст ему уверенности в своих силах.
- Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
- Учите сдерживать "бурлящие" эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
- Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ребенок, в зародыше.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Если возникла необходимость отчитать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
- Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.
- Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
Если ребенок агрессивен...
- Любите и принимайте его таким, каков он есть.
- Предъявляя свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт в зародыше, направляя его интерес в другое русло.
- Учите правильному общению со сверстниками, взрослыми.
- Расширяйте кругозор.
- Включайте в совместную деятельность, подчеркивая значимость в выполняемом.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на ней внимание.
- Установите строгий запрет на его агрессивные действия. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
- Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Бороться с агрессивностью нужно:
- Терпением. Самая большая добродетель, которая может быть у педагогов.
- Объяснением. Объясните, почему его поведение неправильно, будьте кратким.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить ему что-нибудь более привлекательное, чем он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать - подождите пока поступок повторится.
- Наградами. Если вы похвалили за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то это пробудет в нем желание еще раз услышать вашу похвалу
Если ребенок плохо запоминает...
- Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
- При подготовке урока следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
- Для того, чтобы запомнить текст, нужда прочесть его вслух.
- Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
- Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
- Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:
1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом говорится - При запоминании пользуйтесь смысловыми: опорами, соотнесением и группировкой - кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
- Готовить уроки следует сразу же в день объяснения материала, т.к. забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите литературу: память любит разнообразие.
- При подготовке день в день разделяйте во времени понимание и запоминание.
- Лучше учить по 1 часу 7 дней, чем 7 часов подряд в 1 день.
- Учить нужно в определенное время, чтоб выработать режим. Перед сном повторить выученное. Не учите стихи по столбцам. Короткие заучите целиком, длинные по порциям.
Если ребенок рассеян...
- Принимайте его таким, каков он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Не ставьте его рабочий стол рядом с окном.
- Уберите с него посторонние предметы.
- Научите его планировать свою деятельность.
- При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами.
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
- Давайте только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения.
- Не отвлекайте его во время работы.
- Учите ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
- Научите его вязать, шить, вышивать, выжигать и т.п., т.к. эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
- Поручайте ему ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели.
- В случае необходимости осторожно направляйте его.
- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу.
- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
Если ребенок медлителен...
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
- Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
- Никогда не позволяйте работать ребенку "на время".
- Временной цейтнот категорически противопоказан. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на "положительном подкреплении": при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните.
- Всегда создавайте ситуацию успеха. Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время на "раскачку".
- Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
- Привыкайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
- Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
- Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
- Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
- Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.